|
|
Религия
Что патриарх Кирилл говорил о разводах: путь разрушения семьи - это не путь к человеческому счастью. Но есть исключения
2:19PM Friday, Jun 7, 2013
Известие о разводе российской президентской четы дало верующим и всем неравнодушным повод поразмышлять о том, как отреагирует на решение супругов Путиных Русская православная церковь. Для православного сообщества в стране это известие "печальное". Именно так прокомментировал его в своем "Живом Журнале" глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия Кирилл Фролов. И хотя брак Путиных не был церковным, но первая супружеская пара государства - люди, как известно, верующие, и это решение до некоторой степени идет вразрез с утверждаемой в России православно-патриотической идеологией укрепления традиционных ценностей.
Кирилл Фролов взял на себя смелость предположить, как отреагирует на президентский развод предстоятель РПЦ, и заявил, что "патриарх будет сострадать решению" и что суждение главы Русской церкви будет направлено на спасение двух душ и утверждение православных семейных ценностей. Возможно, так и будет, ведь семья в православном понимании - это малая церковь. - Разрешает ли развод Русская православная церковь?
Между тем патриарх Кирилл уже публично высказывался о разводах. Об этом в пятницу напомнил портал "Православие и мир". Мнение главы РПЦ прозвучало в рождественском интервью телеканалу "Россия-1" 8 января 2012 года. Задавая свой вопрос, ведущий телеканала Евгений Ревенко отметил, в частности, что состояние общества зависит от того, как чувствует себя отдельно взятая семья, и упомянул, что картина с разводами в стране действительно печальная. В православии о семье говорят как о малой церкви. Иначе ее можно назвать ячейкой общества. Ревенко попросил своего собеседника что-то сказать тем людям, которые решают, быть или не быть вместе.
Вот что ответил патриарх: "Кризис семьи - это кризис любви. А без любви человек жить не может. Когда мы разрушаем семью, мы разрушаем любовь. Любовь и удовольствие - это не синонимы". "Очень часто нам что-то не нравится в семейной жизни, что-то становится некомфортным, как говорят опять-таки современные люди, и, устремляясь к достижению какого-то комфорта, благополучия, мы идем через то, чтобы разрушить свою собственную семью. Этого делать нельзя. Это очень трудно понять современному человеку, но Бог этого не пожелал". "Некоторые скажут: а что же делать, если любовь прошла? Любовь проходит в том случае, когда сами люди любовь разрушают. Но если эти радостные, сердечные отношения, которыми овеяны первые годы совместной жизни, оба - и муж, и жена - пестуют, поддерживают, лелеют, охраняют, то это чувство сохраняется до гроба. Но если начинается взаимный обман, параллельная жизнь, то все разрушается. Путь разрушения семьи - это не путь к человеческому счастью". "Конечно, бывают исключения, и я не хочу говорить, что в ста процентах случаев. Есть исключения. Не будем сейчас о них говорить. Потому что в таком случае каждый скажет: я и есть исключение". "Будем говорить о том, что нужно сохранять семью, потому что это крепость, это дом, это место, где рядом с тобой родные люди, близкие, способные быть и в радости, и в горе". "А для того, чтобы было так, нужно все время возрастать в любви. А в любви невозможно возрастать без самоотдачи друг другу". "Я об этом часто говорю. В каком-то смысле любовь всегда должна сопровождаться способностью пожертвовать собой ради другого человека. И, если это происходит, если один научился жертвовать ради другого и другой или другая ему отвечает, то люди возрастают в любви. И вот тогда ни о каких разводах и речи не идет". "Я очень желал бы нашим соотечественникам научиться хранить любовь с первого дня совместной жизни".
"С тем, чтобы как можно меньше наших семей стояло перед этой страшной проблемой - разделения, особенно тогда, когда существуют дети и когда от этого страдают не только муж и жена, но и несчастные детишки".
Разрешает ли развод Русская православная церковь? Известно, что в разных религиях развод может быть разрешен по разным причинам и осуществлен разными способами. В исламе, например, мужчина, дающий развод жене, должен быть совершеннолетним, вменяемым и разводиться по собственной воле. Ему необходимо произнести особую формулу развода. Кроме мужа это имеет право сделать шариатский судья, в известных случаях выносящий решение по просьбе жены. Иудеям был разрешен развод "по жестокосердию". В Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Между тем в Православной церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Об этом журналу "Нескучный сад" рассказал три года назад старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Ууниверситета, клирик московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе священник Димитрий Пашков. Его ответ по поводу разводов опубликовал также портал "Православие и мир":
"Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:
1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в православии)
Согласно Основам социальной концепции РПЦ "в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа" (ст. 10.3).
Причина номер один: смерть В Православной церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая - смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (Новый завет, Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 7, стихи 8-9). Вторая причина - это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины - смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака. В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии - снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы. Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.
Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стихи 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством - сам чин второго брака не радостный, а покаянный, - но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов. Расширительное толкование измены В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: "Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние". Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.
Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака. Развод по взаимному согласию? Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода - развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского. Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении. Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать".
По материалам NewsRu.com
|
Рассылки:
Новости-почтой TV-Программа Гороскопы Job Offers Концерты Coupons Discounts Иммиграция Business News Анекдоты Многое другое... |
News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login | |
  |
© 2024 RussianAMERICA Holding All Rights Reserved Contact |
  | ||